Сделать стартовой      Добавить в избранное
ПОИСК ПО САЙТУ:  
RSS-лента новостей    Карта сайта    Поддержка (Support)  
  Расширенный поиск по сайту
ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ:
логин :
пароль :
Забыл | Регистрация
 
Навигация по сайту
Выберите нужный раздел ..
Главная
Новости
Объявления
Праздники
События
Новости ВШ
Галерея
Абитуриенту
Спорт ЭнМИ
Вакансии
ПБ ЭнМИ
Льготы
Вопросы?
У нас принято!


НУЦ Гео
 
 


Кафедры ЭнМИ
Выберите кафедру ..
ПГТ
ПГС
ДПМ
ГГМ
ТМ
ТеорМех
ИГ
ОКМ
ИнЯз
АнглЯз

Добавить материал
 
 


Календарь публикаций
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Друзья сайта
Выберите ссылку ..
Кафедра Паровых и Газовых Турбин
Кафедра Динамики и Прочности Машин
Кафедра Технологии Металлов
Кафедра Гидропневматики
Кафедра Основ Конструирования Машин
Кафедра Теоретической Механики и Мехатроникки
Интернет Портал МЭИ
НТБ МЭИ
ДК МЭИ
Профком студентов МЭИ
ФДП
Сайт ректора МЭИ
Сайт поликлиники №100
Клуб выпускников
Как сюда попасть?
 
 


Популярные статьи
Самое популярное на сайте ..
 
 


Мы в соц. сетях
Подписывайтесь на обновления ..
 
 


Наш опрос
Нам интересно Ваше мнение ..
Как вы узнали о НИУ МЭИ?

От родителей или друзей
Из прессы
Из Интернета
Учились родственники
Реклама
А что, есть другие ВУЗы? O_o
Другое

0
 
 


Архив новостей
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (1)
Май 2016 (1)
Апрель 2016 (1)



•   ЭнМИ.РФ » Новости » Михаил Ефимович Дейч 


25-10-2016, 23:37 Новости  ] • Михаил Ефимович Дейч
 
Михаил Ефимович Дейч

В октябре 2016 года исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Ефимовича Дейча - прекрасного преподавателя, искусного инженера – исследователя, выдающегося учёного в области газодинамики турбомашин

Михаил Ефимович Дейч родился 30 октября 1916 года в г. Ярославль. Отец, Ефим Аронович Дейч, 1880 года рождения, был рабочим – щетинщиком; участвовал в подпольной революционной деятельности вначале в составе Бунда ("Всеобщий еврейский рабочий союз"), а затем членом ВКП(б); за революционную деятельность дважды подвергался суду. С 1916 по 1917 год работал счетоводом, а после революции как госслужащий находился на советской и партийной работе. Умер в 1942 году в осаждённом Ленинграде. Кроме М.Е. Дейча в семье было ещё трое детей.
М.Е. Дейч пошёл в школу ещё Ярославле, а заканчивал в Ленинграде, «по пути» поучившись ещё техникуме в Вене. В 1934 году М.Е. Дейч поступает на Энергомашиностроительный факультет Ленинградского Индустриального института (впоследствии институт стал называться политехническим – ЛПИ), и в 1938 году заканчивает его, получив диплом с отличием № 226757 и квалификацию инженера-механика по специальности "паровые турбины".
После окончания института М.Е. Дейч по государственному распределению направлен инженером-испытателем паровых турбин в Энерголабораторию Ленинградского Районного Управления “Ленэнерго”. В 1939 году как инженер, склонный к научно-исследовательской работе был рекомендован к поступлению в аспирантуру Ленинградского политехнического института на кафедру паровых турбин, которой тогда руководил выдающийся советский теплотехник и турбинист А.А. Радциг. В институте М.Е.Дейч работает над теоретической частью своей диссертации “Исследование аэродинамических сопротивлений в направляющих каналах паровых турбин при дозвуковых скоростях” и, одновременно, начинает вести педагогическую работу, читая курсы термодинамики и тепловых двигателей на Электромеханическом факультете. Экспериментальную часть диссертации М.Е. Дейч выполняет в лаборатории паровых турбин Ленинградского Металлического завода им. Сталина (ЛМЗ). По-видимому, эти несколько лет после окончания института, проведённые на испытаниях паровых турбин сначала на электростанциях крупнейшей энергосистемы, а затем на лучшем (и единственном в то время) турбиностроительном заводе, общение с выдающимися учёными и практиками турбиностроения (А.А. Радцигом, М.И. Гринбергом, А.С. Зильберманом, А.В. Левиным и др.) заложили ту благодатную почву, на которой впоследствии расцвёл и плодоносил неповторимый талант М.Е. Дейча.
С началом Великой Отечественной войны М.Е. Дейч вместе с заводом эвакуируется на Урал в г. Верхняя Салда Свердловской области, где продолжает работать инженером-исследователем в лаборатории паровых турбин и в монтажном бюро. В 1942 году на совете Энергетического факультета Уральского Индустриального института он защищает диссертацию и ему присваивают учёную степень кандидата технических наук.
В мае 1942 года М.Е. Дейч как специалист-аэродинамик был откомандирован в распоряжении НИИ ВВС Красной Армии в подмосковный городок Чкаловск, а в 1944 году переведён в Центральное Артиллерийское Конструкторское Бюро (ЦАКБ) НКВ СССР в г. Калининград (Московская обл.), где будет работать вплоть до 1949 года.
В 1943 году (год основания Энергомашиностроительного факультета в МЭИ) Михаил Ефимович возобновляет свою педагогическую деятельность в Московском энергетическом институте, куда он был приглашён на должность и.о.доцента заведующим кафедрой тепловых двигателей профессором Щегляевым Андреем Владимировичем - одним из выдающихся теплотехников СССР. На протяжении почти тридцати следующих лет, вплоть до смерти А.В. Щегляева в 1970 году, М.Е. Дейч будет ощущать поддержку этого авторитетного и уважаемого учёного, которого он впоследствии будет называть одним из своих учителей. Уже в 1943/44 учебном году М.Е. Дейч разрабатывает и читает студентам специальности “Турбиностроение” Энергомашиностроительного факультета курс основ газодинамики, направленный на подготовку специалистов в области аэродинамики проточной части паровых турбин. В 1947 году он получает учёное звание доцента, а с 1949 года переводится в МЭИ, где и проработает до 1994 года-до конца своей жизни.
За 50 лет работы в МЭИ М.Е. Дейч и его коллеги разработали и исследовали профили лопаточных аппаратов для широкого диапазона работы, которые до сегодняшнего дня используются в большинстве турбин, выпускаемых в России, предложили и экспериментально подтвердили эффективность использования лопаток с “навалом” и “саблевидностью”, двухпоточных радиально-осевых ступеней, специальных профилей для влажного пара и др. Огромный вклад М.Е.Дейч и его школа внесли в становление и развитие газодинамики двухфазных сред.
Не менее весомый вклад М.Е. Дейчем внесён в дело воспитания и подготовки студентов (энергетиков, турбиностроителей и теплофизиков), инженеров и научных сотрудников (около 120 кандидатов и 10 докторов технических наук). Несколько поколений инженеров и научных сотрудников пользуются опубликованными трудами М.Е. Дейча – 15 монографий, учебников и учебных пособий, более 300 статей в научных журналах, несколько десятков авторских свидетельств на изобретения и патентов. Всё это позволяет назвать его (вместе с А.В. Щегляевым) основателем в МЭИ научной школы по исследованию проблем турбомашин. Большая часть сегодняшних преподавателей кафедры ПГТ – ученики М.Е. Дейча, или ученики его учеников.
Пожалуй, главное, что он сделал для страны - это несколько тысяч высококвалифицированных инженеров-конструкторов и инженеров-теплотехников являются его прямыми учениками, поскольку общий курс гидрогазодинамики, в исполнении (именно исполнении!) Михаила Ефимовича был не только сухой общетехнической дисциплиной. Это была поэма в прозе, прослушав которую студенты понимали не только суть дисциплины, но и величие научного творчества, его драматизм и его триумф. Не чужд был М.Е. Дейч и спортивным увлечениям, а в настольный теннис частенько обыгрывал и своих учеников!

Михаил Ефимович Дейч


В те послевоенные годы практически все понимали, что только на основе технического прогресса можно в кратчайшие сроки восстановить разрушенную войной промышленность и, в первую очередь, энергетическое машиностроение, являющееся основой экономической независимости страны.

Михаил Ефимович Дейч


К сожалению, сегодня, положение в энергетике страны близко к послевоенному. Большая часть оборудования исчерпало свой срок, заводы почти не имеют государственных заказов на новое оборудование, наблюдается нехватка инженерных кадров. Во многих молодежных средствах массовой информации публикуют материалы, пропагандирующие «лёгкую» студенческую жизнь: конкурсы красоты и КВН, подработка на раздаче в «Макдональдсах» (раньше – студенты разгружали вагоны), карьерный рост – обязательно в иностранных фирмах типа Дженерал Электрик или ещё хуже – ставят в пример выпускников МЭИ, числящихся n – номерами в списках Форбса и заработавших деньги низкопробной коммерцией.
Поэтому, хотел бы в память о М.Е. Дейче, при всех сложностях его жизни остававшегося патриотом Родины, привести выдержки из его интервью газете «Энергетик» в октябре 1970 года.
На вопросы газет «Энергетик» и «Московский комсомолец» отвечает М.Е. Дейч, доктор технических наук, профессор кафедры ПГТ МЭИ.
«…и светит, и греет»



Что такое научное творчество?
- Очень часто в беседах, а также во многих статьях, противопоставляются точные и гуманитарные науки, физики и лирики. Иногда высказывается мнение о «сухости» точных наук и о соответствующих особенностях характера людей, занимающихся инженерным делом. И напрасно противопоставляются. Научное, инженерное творчество – глубоко поэтично и по существу аналогия между творчеством поэта, писателя, музыканта и творчеством математика, физика и инженера является достаточно полной как по субъективным ощущениям, так и по объективным критериям общественной значимости полученных результатов.
Следовательно, жажда поиска, увлечённость, вдохновение (муза), интуиция – качество столь же важное для научных работников, как и для представителей искусства.
Думаю, что научное творчество – это процесс непрерывного поиска, с переменным успехом, в основе которого лежат любовь к своему делу, высокоразвитый интеллект и достаточно глубокие знания. Конечно, на активность научного творчества огромное влияние оказывают внешние факторы – образ жизни научного работника, степень развитости общества, в котором он творит, уровень техники и культуры этого общества.

Бывает, что студент защищает диплом по одной теме, кандидатскую же пишет в другой области, докторскую – в третьей, как вы к этому относитесь?

- Если от защиты кандидатской до защиты докторской диссертации прошло много времени и в определённый момент научный работник решил, что исчерпал свою тему и перешёл к близкой, смежной – это, возможно, и не дилетант. Но если меняет направление своей работы, не исчерпав темы, и меняет не один раз, то он мне напоминает человека, который не умеет любить. Тот, кто не умеет любить, любит много раз. Но только те чувства, которые он испытывает к разным объектам, не стоит называть любовью. А научного работника, который так часто и так многократно меняет направление, не стоит называть научным работником.
Я – за однолюбов! Однолюб тоже будет решать многие задачи, но будет делать это последовательно. Убедившись, что в одной проблеме он исчерпал свои возможности (но именно свои, а не считал бы, что исчерпана проблема), он закономерно переходит к проблемам, близким к той, которая решается.
Вместе с тем, нужно учитывать, что иногда научный работник может столь глубоко разработать проблему, что дальнейший упорный поиск не может привести к столь заметному практическому или научному результату. Собственная интуиция, дружеский совет товарищей или руководителя, должны помочь ему вовремя остановиться и перейти к решению других, более перспективных и важных задач.
Возможна и другая ситуация. Вдруг в ходе исследования научный работник обнаруживает результат, который не лежит в плоскости проводимого исследования и разработка, которая сулит много интересного, тогда нужно иметь мужество пойти по новому направлению, и отказаться от того, что было намечено ранее. Это сделать совсем нелегко. И в этом тоже проявляется талант учёного. Касаясь этого важного вопроса, хочу заметить, что наши планы НИРС должны быть достаточно гибкими и предусматривать свободу манёвра, как раз в тех случаях, когда появляются важные идеи или результаты.

Как можно сделать студента-исследователя?

- Задача института – привить студентам любовь к своей профессии и делу. Если это чувство привито и, кроме того, существуют объективные критерии, необходимые для научного творчества, то создана благоприятная почва для формирования из студентов научных работников. Успех научного работника определяется способностью к научному мышлению. Поэтому необходимо воспитывать эту способность студента как можно раньше. В аспирантуру приходят в возрасте 26-30 лет. Это не очень подходящий возраст для того, чтобы начинать обучение научному творчеству, вступать на первую ступень исследовательской работы. Это поздно. Необходимо «омоложение» первой ступени научного творчества. У нас в МЭИ на некоторых кафедрах введена новая специализация инженера-исследователя. Начиная с IV курса, студенты проходят дисциплины по специальному учебному плану. В стадии дипломного проектирования они делаю работу, которая имеет ярко выраженный исследовательский характер.

«Факел, который надо зажечь». Ум студентов нельзя зажечь, если он не одержим жаждой поиска, не увлечён новыми идеями. Студент должен почувствовать увлечённость руководителя, тогда и он загорится вместе с ним.
У нас в институте есть УИР – учебно-исследовательская работа. Это действительно прямой путь к науке, создание специализации исследований. Одновременно рождается любовь к поиску. Сейчас много спорят по поводу того, что же важнее в институте? Учёба или науку? Я придерживаюсь точки зрения Пирогова: «Учебное без научного – только светит. А научное с учебным и светит и греет».

Газета «Энергетик». №50. 30.10.1971.


В 2006 году в уже через 12 лет после ухода из жизни М.Е.Дейча в МЭИ проводились официальные мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения М.Е. Дейча. На расширенное заседание Ученого заседания МЭИ приехали многочисленные ученики Михаила Ефимовича, руководители крупных предприятий энергетического машиностроения, члены его семьи. Старший сын Марк Михайлович Дейч- известный и талантливый телерадиожурналист погиб в 2014 году, спасая тонущего ребенка. Младший сын Сергей Михайлович Соловьёв - кандидат исторических наук, доцент педагогического университета, активно сотрудничает с ТВ-каналом «Культура» в передачах «Власть факта».
К 100 летию Михаила Ефимовича Дейча библиотека НИУ МЭИ традиционно устраивает выставку научных работ и материалов о жизнедеятельности великого ученого и патриота России и МЭИ.
Вспоминая сегодня своего учителя, надеюсь, что эта публикация поможет сегодняшним студентам МЭИ понять – «… не деньги являются смыслом жизни! Не бывает большего удовлетворения, чем творчество и служение людям».

Лазарев Леонид Яковлевич, студент группы С-4-54,
к.т.н., ст.научн.сотрудник, доцент кафедры ПГТ с 1960 по 2014 г.
ученик М.Е.Дейча.






К 100- летию со дня рождения д.т.н., профессора Михаила Ефимовича Дейча.



В 2016 году исполняется сто лет со дня рождения доктора технических наук, профессора Михаила Ефимовича Дейча, чей портрет навечно занял почетное место в галерее выдающихся ученых и преподавателей МЭИ прошлого столетия, обеспечиваюших в те годы не только высочайший рейтинг МЭИ среди всех вузов СССР как с точки зрения подготовки инженерных кадров, так и значимости института для энергетической безопасности, но и активно влияющих на фантастический технический прогресс в 50-60 годы прошлого века.
Молодое поколение наших дней воспринимают портреты этих людей, как часть далёкой истории МЭИ, но для старшего поколения они живые творцы бурного технического развития СССР, чьи труды до настоящего времени сохраняют свою актуальность и лежат в основе многих современных решений. Среди ушедшего поколения ученых СССР видное место безусловно занимает Михаил Ефимович Дейч.
Чтобы понять его феномен колесо истории необходимо повернуть в 50-60-е годы прошлого столетия, так как каждое время истории характеризуется своими приоритетами, в рамках которых и происходит становление личности. В эти годы прошлого столетия такими приоритетами были физики (олицетворяющие техническую интеллигенцию) и лирики (духовное величие любой нации), а поколение 50-60-х годов было поколением созидателей, для которых стремление быть первыми в образовании, культуре, технике, медицине, науке не было пустым лозунгом, а составляло смысл жизни.
Учёные прошлого века работали в условиях, когда их труд – труд преподавателей и творцов новой техники - был не только востребован, но по общественной значимости занимал весь верхний пьедестал моральной пирамиды государства, поскольку было понимание, что образование, как техническое так и гуманитарное, является главным фактором национальной безопасности и любые попытки извлечения из системы образования прямой коммерческой выгоды – неизбежно ведут к ликвидации образования и, в конечном счете, к потере суверенитета страны.
Такое отношение к образованию предопределило массовый приток в технические вузы талантливых выпускников средних школ и высочайший статус и профессионализм преподавательского корпуса ряда крупнейших институтов, среди которых ведущее место занимал Московский энергетический институт.
На этом фоне приход в МЭИ на кафедру «Тепловые двигатели» в 1949 году талантливейшего молодого учёного Михаила Ефимовича Дейча можно рассматривать теперь, как историческую закономерность. В этом же 1949 году он начал формировать газодинамический отдел, руководителем которого и был все последующие 43 года, отпущенных ему судьбой. Михаил Ефимович обладал редким даром – говорить так, чтобы его не только слушали, но и слышали. Свой дар он в полной мере использовал при чтении лекций, выступлениях на конференциях и в частых научных спорах, где блестяще отстаивал свою точку зрения и заряжал слушателей перспективами реализации своих неиссякаемых идей.
Именно это качество позволило Михаилу Ефимовичу Дейчу поставить своеобразный рекорд по подготовке специалистов высшей категории.
Думаю, что в мировой практике будет трудно найти ученого, под руководством которого было бы выполнено около ста диссертаций на соискание ученых степеней кандидатов технических наук и защищено девять диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук, где научным консультантом был бы один и тот же учёный.
Для столь масштабной деятельности необходимо обладать не только громадным объёмом профессиональных знаний, которыми обладал Михаил Ефимович Дейч, но и прогнозировать перспективы востребованности тех или иных теоретических и практических решений.
В 60- годы прошлого столетия престиж ученого был столь высоким, что в научных лабораториях почти повсеместно шла борьба за получение собственной научной темы, разработка которой могла в конечном счете перерасти в труд, достойный степени кандидата, а то и доктора, технических наук. Для М.Е. Дейча формулировка таких тем никогда не вызывала затруднений. Соответственно и борьбы за эти темы, блестяще описаннах в художественной литературе тех лет, в газодинамической лаборатории, руководимой Михаилом Ефимовичем, не было, а результаты проведенных исследований в области газодинамики турбомашин и сопутствующего оборудования намного опережали результаты аналогичных исследований в зарубежных лабораториях. Правда, такую оценку оказалось возможным сделать только после крушения СССР, когда стало возможным получения информации об уровне газодинамических исследований элементов турбомашин в лабораториях западных стран.
В силу своего интеллекта и высочайшей общей культуры Михаил Ефимович безусловно относится к меньшинству.
Интеллектуальное меньшинство как в науке, так и в общественной жизни является той силой, которая выводит из состояния покоя (или застоя) научное творчество, искусство и , в конечном счете, все общество, обеспечивая тем самым его подъём на следующую более высокую ступень развития.
Подъём вверх всегда связан с большими затратами и невозможен без развития как общей культуры, так и профессионального образования. В этом смысле актуальный некогда спор между лириками и физиками за главенствующее место в обществе, лишен смысла, так как и физика и лирика – это две стороны единого целого – творческого развития человеческой личности. Наглядным примером справедливости такого утверждения является творческий путь Михаила Ефимовича Дейча и многих ученых прошлых лет, чьи портреты теперь украшают галереи научной славы многих научно-исследовательских и учебных институтов! Всех их объединяет широкий общий кругозор, высоки профессионализм, любовь и знание литературы, театра, музыки, живописи и, главное, любовь к стране, во имя величия которой они работали всю свою жизнь.

Дипломированный инженер-механик в области
турбиностроения /А.Е.Зарянкин/


Михаил Ефимович Дейч

Михаил Ефимович Дейч

 (голосов: 0)

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Регистрация абсолютно бесплатно и позволит Вам получить максимум возможностей от нашего сайта.

Добавить / корректировать материал ТУТ!
Пожаловаться на нарушение авторских прав можно ТУТ!
Другие новости по теме:


Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

                COPYRIGHT © 2007(2012)-2013 ЭнМИ.РФ Все права защищены. | Обратная связь | 0+
               Сайт работает под управлением DataLife Engine ©