Сделать стартовой      Добавить в избранное
ПОИСК ПО САЙТУ:  
RSS-лента новостей    Карта сайта    Поддержка (Support)  
  Расширенный поиск по сайту
ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ:
логин :
пароль :
Забыл | Регистрация
 
Навигация по сайту
Выберите нужный раздел ..
Главная
Новости
Объявления
Праздники
События
Новости ВШ
Галерея
Абитуриенту
Спорт ЭнМИ
Вакансии
ПБ ЭнМИ
Льготы
Вопросы?
У нас принято!


НУЦ Гео
 
 


Кафедры ЭнМИ
Выберите кафедру ..
ПГТ
ПГС
ДПМ
ГГМ
ТМ
ТеорМех
ИГ
ОКМ
ИнЯз
АнглЯз

Добавить материал
 
 


Календарь публикаций
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Друзья сайта
Выберите ссылку ..
Кафедра Паровых и Газовых Турбин
Кафедра Динамики и Прочности Машин
Кафедра Технологии Металлов
Кафедра Гидропневматики
Кафедра Основ Конструирования Машин
Кафедра Теоретической Механики и Мехатроникки
Интернет Портал МЭИ
НТБ МЭИ
ДК МЭИ
Профком студентов МЭИ
ФДП
Сайт ректора МЭИ
Сайт поликлиники №100
Клуб выпускников
Как сюда попасть?
 
 


Популярные статьи
Самое популярное на сайте ..
 
 


Мы в соц. сетях
Подписывайтесь на обновления ..
 
 


Наш опрос
Нам интересно Ваше мнение ..
Вы -

Абитуриент
Студент
Аспирант
Научный сотрудник
Ассистент
Преподаватель
Выпускник
Попал сюда случайно...

0
 
 


Архив новостей
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (1)
Сентябрь 2016 (1)
Май 2016 (1)
Апрель 2016 (1)



•   ЭнМИ.РФ » Кафедры ЭнМИ НИУ МЭИ » Гидроприводов и Гидропневматики » История Кафедры Гидромеханики и Гидромашин (ГГМ) 


11-03-2012, 23:18 Кафедры ЭнМИ НИУ МЭИ » Гидроприводов и Гидропневматики  ] • История Кафедры Гидромеханики и Гидромашин (ГГМ)
 
К концу Великой Отечественной войны промышленность и энергетическое хозяйство европейской части страны в значительной степени были разрушены. Для восстановления промышленности требовалось все больше энергии. И уже в 1944 г. начались невиданные ранее по масштабу работы. Главным звеном в этих работах была электроэнергетика. Учитывая экономические возможности, подорванную топливную базу и обилие водной энергии, большие надежды возлагались на гидроэнергетическое строительство. Поэтому были не только продолжены начатые еще перед войной работы по сооружению гидроэлектростанций (ГЭС), но и развернуты новые работы по более полному освоению гидроэнергетического потенциала Волги, Днепра, Дона, Камы, Волхова и множества других средних и малых рек. Строительство ГЭС сулило изобилие дешевой водной энергии. В этой связи остро стоял вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. Нужны были инженеры-гидромеханики, гидромашиностроители и гидро-энергетики. Их подготовка велась в МВТУ, МИСИ и ЛПИ, но этого было явно не достаточно. Поэтому в 1945 г. еще до окончания войны Правительство издает постановление об открытии в МЭИ гидроэнергетического факультета (ГЭФ) в состав которого вошли новые кафедры: гидравлики, гидроэнергетики, гидравлических машин и гидротехнических сооружений. Для этого факультета и его кафедр были выделены большие площади в строящемся корпусе «Г» в доме 17 по Красноказарменной улице. Все кафедры рассматривались и как перспективные научно-исследовательские центры в области гидроэнергетики.

Уже на стадии проектирования и строительства корпуса «Г» были назначены заведующие кафедрами, которые начали реализовывать свои замыслы по составу и конфигурации лабораторий. Современная кафедра гидромеханики и гидравлических (ГГМ) образована в 1982 г. путем слияния кафедр гидравлики и гидравлических машин. У каждой из обеих кафедр до объединения имеются свои достижения, заслуги и интересная история. Поэтому вначале излагается история кафедр, существовавших раздельно, а затем история объединенной кафедры ГГМ.

Кафедра гидравлики

Кафедра гидравлики получила для учебной лаборатории весь первый этаж южной половины корпуса «Г» площадью около 400 м2. В подвальной части был построен бассейн площадью около 100 м2, предназначенный для испытаний пространственных моделей ГЭС. Этот бассейн насосной станцией отделялся от участка подвала, где позже был сооружен так называемый «большой лоток» сечением 1х2 м, предназначенный для испытания крупномасштабных моделей ГЭС. Для обеспечения водооборота этого лотка был изготовлен подземный водосборный резервуар , вынесенный за пределы здания и расположенный вдоль южной стены корпуса «Г». Он соединялся с внутренними емкостями лаборатории трубами большого диаметра.

В 1946 г. после завершения основных работ по возведению корпуса «Г» началось оснащение гидравлической лаборатории учебными установками. Схемы этих установок предлагались в большинстве заведующим кафедрой проф. д.т.н. С.В. Избашем, а разрабатывались доц. С.Д. Яковлевым, доц. Н.Г. Рождественским, асп. П.М. Слисским и др. В создании установок важную роль сыграли зав. лабораторией Л.Я. Мазалов и К.И. Елистратов, лаборант М.И. Мухина, мастера П.П. Клеветов, М.А. Кондратьев и др. Материалов, приборов и оборудования было мало и многое приходилось создавать и монтировать вручную, на месте. Экспериментальные установки эффективно выполняли свои функции и некоторые из них служат уже более 60 лет, как например, насосы, доставленные из Дрездена в качестве репараций, и обслуживающие всю гидравлическую лабораторию. Но, конечно, за годы существования лаборатория модернизировалась и многие установки созданы заново.

Ввиду появления в МЭИ ряда новых специальностей обновлялся весь учебный процесс, что требовало создания новых лекционных курсов, задачников, курсовых заданий и т.п. Создание некоторых лекционных курсов надо было формировать заново. Эту работу возглавил первый заведующий кафедрой гидравлики профессор Сергей Владимирович Избаш.

Родился С.В. Избаш в 1904 г. в Лозанне (Швейцария). Среднее образование получил в гимназии г. Херсон. Трудовую деятельность начал в 1920 г. – кочегаром на пароходе «Тула» на Каспии. В 1922 – 1923 г.г. учился в Азербайджанском политехническом институте, затем перевелся на инженерно-строительный факультет Ленинградского политехнического института (ЛПИ), который окончил в 1929 г. После окончания института защитил кандидатскую диссертацию под руководством академика Н.Н. Павловского. В 1931 г. становится научным руководителем многих лабораторных исследований гидросооружений в различных регионах страны. Одновременно начинает осуществлять преподавательскую деятельность.

В январе 1938 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Гидравлика в производстве гидротехнических работ». Основой диссертации явилось научно-техническое обоснование новых методов гидроэнергетического строительства при возведении плотин, успешно примененных при строительстве десятков отечественных и зарубежных гидроузлов. В 1940 г. был избран профессором кафедры гидросооружений ЛПИ.

В период Отечественной войны С.В. Избаш руководил проектированием оборонных и фортификационных сооружений, а также разрабатывал проекты восстановления систем промышленного водоснабжения южной металлургической базы.

В 1946 г. Ученым Советом МЭИ был избран заведующим кафедрой гидравлики, которой руководил до 1972 г. Под его руководством в МЭИ создается крупная гидравлическая лаборатория, в которой проводятся многочисленные исследования по разработке проектов различных гидроэлектростанций. В 1952 г. издана его книга «Основы гидравлики», а в 1955 г. – «Развитие научных основ гидравлики». В общей сложности им опубликовано 85 научных трудов. За время заведования кафедрой гидравлики профессором С.В. Избашем на ней было защищено 2 докторские и 15 кандидатских диссертаций. С 1972 г. С.В. Избаш перешел на должность профессора кафедры, где и продолжал работать до 1976 г.

В первые послевоенные годы в связи с развитием МЭИ и появлением ряда новых специальностей возросли требования и к кафедре гидравлики. Для гидроэнергетиков, теплотехников, машиностроителей, электроэнергетиков необходимо было читать курсы технической гидромеханики разных специализаций. С.В. Избаш принимал меры к обновлению состава преподавателей и научных сотрудников, а также повышению их квалификации. На кафедре к середине 50-х годов сформировался квалифицированный работоспособный коллектив, который за короткое время развернул значительный объем научных исследований и обеспечил на хорошем уровне преподавание около 15 учебных дисциплин.

После демобилизации в сентябре 1946 г. на кафедру пришел работать Борис Тихонович Емцев, имевший диплом МГУ по специализации «гидромеханика». В 1951 г. он защитил кандидатскую диссертацию.

В связи со строительством высоконапорных ГЭС повысился интерес инженеров к вопросам динамики высокоскоростных открытых потоков, образующихся на водосборах. Разработкой теоретических задач таких течений в 60-х годах занялся Б.Т. Емцев. Им была выпущена монография «Двухмерные бурные потоки» (1967 г.). В 1968 г. Б.Т. Емцев защитил докторскую диссертацию, включавшую широкий круг задач теории открытых потоков. В последующем занимал должности профессора и заведующего кафедрой гидравлики (1972 – 1982 г.г.).

За время 50-х – 60-х годов кафедра пополнилась аспирантами и молодыми инженерами, появились хоздоговорные работы, на базе которых создавались новые установки, модели, приборы. Особо следует выделить следующих сотрудников.

Слисский Сергей Митрофанович после фронта и демобилизации в 1946 г. поступил в аспирантуру и начал работать совершенно самостоятельно над весьма актуальной в то время темой –«гидравлика турбинных блоков ГЭС».Это был энергичный и инициативный человек. Наряду с работой над диссертацией С.М. Слисский по личной инициативе занялся оснащением учебной лаборатории: он спроектировал серию учебных гидравлических лотков и руководил их изготовлением, создал ряд учебных и исследовательских моделей, обеспечил приобретение многих приборов. Наряду с этим он вел активную общественную работу, систематически публиковал статьи и, наконец, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В конце 50-х годов С.М. Слисский перешел на кафедру гидротехнических сооружений в связи с образованием на ней специализации «гидротехническое строительство». После ликвидации ГЭФа (в 1960 г.) он перешел в МИСИ, где до конца своих дней занимал должность профессора, зав. кафедрой, декана. Несомненно, С.М. Слисский должен быть отнесен к числу наиболее видных гидротехников страны.

Смоляк Александр Иванович - выпускник ГЭФа, оставленный в качестве инженера для работы на кафедре. Это был скромный и талантливый человек. Он обладал широкой эрудицией не только в области своей специальности, но и во многих областях электротехники, электроники, общей механики. После защиты кандидатской диссертации продолжал разностороннюю деятельность на кафедре. Он первый освоил и наладил работу электронной вычислительной машины НАИРИ. А.И. Смоляк создал для кафедры ряд приборов и моделей, причем многое он делал своими руками. А.И. Смоляк являлся одним из самых эффективных сотрудников кафедры.

Лебедев Игорь Васильевич, так же являющийся выпускником ГЭФа, сыграл значительную роль в развитии кафедры гидравлики. Он весьма быстро защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. И.В. Лебедев, безусловно, был весьма способным и трудолюбивым человеком. Если кандидатскую и докторскую диссертации он сделал в области гидравлики сооружений, то после защиты докторской он выбрал новую область для научной работы - струйную пневмоавтоматику. Подключив способных помощников, И.В. Лебедев создал на кафедре новое направление и успешно работал над созданием элементов струйной автоматики. Его научной группой была создана учебно-исследовательская лаборатория, которая в модернизированном виде существует и в настоящее время. Совместно со своими сотрудниками И.В. Лебедев издал монографию: Лебедев И.В., Трескунов С.Л., Яковенко В.С. «Элементы струйной автоматики». В последующем работы по струйной автоматике продолжил его аспирант, а затем доцент В.С. Левин, который модернизировал и выполнил ряд новых научных исследований. В.С. Левин также являл собой незаурядную творческую личность, обладавшую большими организаторскими способностями. Он в течение ряда лет возглавлял плодотворно работавшую группу научных сотрудников и преподавателей, в которую входили доц. В.Л. Островский, доц. А.И. Давыдов и др.

Научно-исследовательская деятельность кафедры гидравлики за время ее существования с 1945 по 1982 г. велась по следующим основным направлениям: гидравлика гидротехнических сооружений и специальных (наплавных) конструкций; гидроаэродинамика элементов струйной автоматики; динамика течений вязкой жидкости в щелях. Научный состав кафедры был достаточно сильным и кафедра являлась одной из ведущих в СССР. Многие результаты научных исследований внедрены в инженерную практику, получены авторские свидетельства.

При всей значительности выполнявшихся исследований основным направлением деятельности кафедры оставлялось обеспечение учебного процесса.

Как известно, гидравлика (техническая гидромеханика) является базовой дисциплиной для специалистов по многим отраслям техники. В МЭИ она преподавалась для специальностей: гидроэнергетика, электроэнергетика, промышленная теплотехника, криогенная техника, динамика и прочность машин, технология материалов и др. Для каждой специальности курс должен быть адаптированным к задачам данной отрасли техники, хотя теоретическая база курса является общей, включающей фундаментальные законы механики жидкости. Первоначально существовал единый курс гидравлики, читавшийся для всех специальностей. Он был значительно упрощенным и состоял из набора простейших, главным образом, одномерных инженерных задач, связанных с течениями в трубах и каналах. В большинстве московских, не говоря уже о периферийных, технических вузах, гидравлика преподавалась на том же уровне. Но такой уровень курса гидравлики не мог удовлетворить запросы специальных кафедр. Заведующий кафедрой гидравлических машин проф. В.С. Квятковский обратился к Б.Т. Емцеву с предложением сформировать для студентов его кафедры новый курс технической гидромеханики, который бы мог служить базой для последующего изложения теории лопастных гидромашин. С подобным предложением обратился и заведующий кафедрой динамики и прочности машин академик В.В. Болотин. Поэтому проф. Б.Т. Емцев начал работу по перестройке читаемых курсов, придавая им содержание прикладной гидромеханики. Курсы, сформированные на кафедре гидравлики МЭИ, отличались от аналогичных дисциплин, преподаваемых в других вузах, наличием в них углубленной физико-математической трактовки всех основных законов и теорем механики жидкостей и газов, а также ее прикладных разделов. Расширенное содержание этого курса было изложено в написанном Б.Т. Емцевым учебнике: «Техническая гидромеханика», 1978 и 1987 г.г. Помимо книг С.В. Избаша и Б.Т. Емцева сотрудниками кафедры С.М. Слисским, П.М. Слисским, Е.И. Пятигорской, И.В. Лебедевым, Н.Г. Рождественским, С.А. Яхонтовым были изданы учебные пособия для методического обеспечения практических и лабораторных занятий. По мере становления учебных курсов и оснащения лабораторий кафедра гидравлики МЭИ закрепляла ведущее положение среди родственных кафедр вузов СССР. Совместно с кафедрой паровых и газовых турбин были организованы курсы повышения квалификации преподавателей для других вузов.

В 1976 г. при кафедре гидравлики МЭИ был проведен всесоюзный семинар заведующих кафедрами гидравлики по вопросам совершенствования методики преподавания технической гидромеханики (гидравлики). В семинаре приняло участие более 100 специалистов. В течение ряда лет на базе МЭИ работал научно-методический совет по гидравлике МИНВУЗа СССР, председателем которого являлся проф. Р.Р. Чугаев, а затем проф. Б.Т. Емцев. После ликвидации ГЭФа кафедра гидравлики вместе с кафедрой гидравлических машин была включена в состав Энергомашиностроительного факультета, что предопределило некоторое изменение тематики научных исследований. Была сужена гидротехническая тематика исследований, но расширились исследования по струйной гидропневмоавтоматике и по течениям вязкой жидкости в узких каналах. Сближение с кафедрой гидравлических машин в области учебного процесса, а также в области научных исследований сделало логичным и практически целесообразным объединение двух кафедр.

Кафедра гидравлических машин

Кафедра гидравлических машин (ГМ) была создана в составе ГЭФа и одновременно с ним в 1945г. Первоначально ее основной задачей намечалось преподавание курса «Гидравлические турбины» для специальности «Гидроэнергетика», а также курса «Насосы» для нескольких специальностей МЭИ. Для организации работы кафедры в МЭИ был приглашен профессор Квятковский Владимир Станиславович, к тому времени уже признанный лидер московской гидротурбинной школы.

Родился В.С. Квятковский в 1892 г. После окончания с отличием МВТУ начал работать в области гидравлических машин. Начав рядовым инженером, он затем в течение 10 лет возглавлял конструкторский отдел Московского завода им. М.И. Калинина, выпускавшего тогда первые гидротурбины для энергетики Советского государства.

Еще в 1922 г. В.С. Квятковский выступил с обзорной статьей «Турбина Каплана» о перспективах применения в СССР осевых поворотно-лопастных гидротурбин, что явилось блестящим предвидением современного повсеместного использования этих турбин на отечественных гидро-электростанциях. Эта публикация в значительной степени определила основное направление его научно-практической деятельности, и добился он здесь выдающихся результатов. В.С. Квятковский принимал активное участие в создании первых гидротурбинных лабораторий Москвы (ЦАГИ, ВИГМ). В 1935 г. он был приглашен на работу во Всесоюзный научно-исследовательский институт гидромашиностроения (ВНИИГидромаш) и свыше 20 лет возглавлял лабораторию гидротурбин, где им были развернуты уникальные по глубине и объему экспериментальные исследования рабочего процесса гидротурбин. За это время были разработано и изготовлено около 400 гидротурбин общей мощностью 150000 кВт. Результаты этих исследований были использованы при разработках турбин для многих ГЭС страны.

Весомым научным итогом этого периода деятельности В.С. Квятковского явилась двухтомная монография «Рабочий процесс осевой гидротурбины», которая не только раскрывала особенности работы осевых поворотно-лопастных гидротурбин, но и содержала ценные практические выводы и рекомендации. Она стала настольной книгой всех последующих поколений гидротурбинистов. За эту работу В.С. Квятковскому была присвоена ученая степень доктора технических наук.

С 1946 г. профессор В.С. Квятковский бессменно (вплоть до 1974 г.) возглавлял основанную им кафедру ГМ. Под его руководством была выполнена большая учебно-методическая работа по постановке и обеспечению большинства курсов, читаемых преподавателями кафедры на трех факультетах института. В течение ряда лет В.С. Квятковский сам читал подготовленный им специальный курс гидротурбин, руководит дипломным проектированием и работой аспирантов. С 1948 г. на кафедре ГМ начала создаваться новая лаборатория гидротурбин. Гидротурбинные энергокавитационные стенды на воде и аэростенд по своим параметрам в то время были лучшими в стране. Созданием лаборатории под руководством В.С. Квятковского занимались его соратники и ученики: Глезеров Б.Э., Орахелашвили М.М., Соколов А.П., Викторов Г.В., а позже, начиная с 60-х годов, эту работу продолжали тоже его ученики Белаш И.Г. и Цакирис Д.Х. Гидротурбинная лаборатория кафедры с первых своих шагов активно включилась в научно-исследовательскую работу по отработке рабочих органов гидротурбин крупнейших строящихся ГЭС: Куйбышевской, Сталинградской Каховской и др.

Неустанно продолжая работать над развитием и совершенствованием гидротурбин, в частности, над вопросами применения более эффективных поворотно-лопастных гидротурбин для повышенных напоров, проф. В.С. Квятковский в 1950 г. предложил новую систему реактивных поворотно-лопастных гидротурбин, названную диагональной. Предложение В.С. Квятковского было зарегистрировано в качестве изобретения. Это изобретение определило основное содержание и направление научно-исследовательской деятельности В.С.Квятковского и кафедры на многие годы вперед. Первыми разработчиками и исследователями диагональных гидротурбин на кафедре были А.П. Соколов и Г.В. Викторов. Исследования проводились на воде и воздухе.

Целью всех экспериментальных и теоретических работ, проводимых на кафедре, было внедрение диагональных гидротурбин на строящихся ГЭС. На базе исследований МЭИ и ВНИИГидромаша на ЛМЗ (г. С.-Петербург) была разработана и изготовлена первая диагональная гидро-турбина мощностью 77МВт, успешно работающая с 1965 г. на Бухтарминской ГЭС. В 1975 г. были пущены в эксплуатацию крупнейшие в мире диагональные гидротурбины Зейской ГЭС мощностью 220 МВт, также созданные с использованием результатов исследований научных коллективов МЭИ и ВНИИгидромаша. Длительный опыт эксплуатации этих турбин подтвердил их надежность и эффективность. Преподаватели кафедры Квятковский В.С., Викторов Г.В., Соколов А.П. и Белаш И.Г. были постоянными членами научно-технических советов Минэнерго, Госстроя, Госплана и экспертами проектов вновь строящихся ГЭС. Параллельно с этим проводилась целеустремленная работа по созданию номенклатуры диагональных гидротурбин (ОСТ), в которую вошли четыре гидротурбины, разработанные на кафедре Белаш И.Г. и Цакирис Д.Х.. Результаты этого периода научной деятельности В.С. Квятковского нашли свое отражение в монографии «Диагональные гидротурбины», вышедшей в 1971 г.

Многие годы В. С. Квятковский по существу возглавляет Московскую школу гидротурбиностроения. Он воспитал большую плеяду видных специалистов, кандидатов и докторов наук. Им написано свыше 60 научных работ, в том числе и монография «Гидротурбиностроение в СССР» (совместно с чл.-корр. АН СССР Н.Н. Ковалевым), посвященная истории развития энергетического гидромашиностроения.

Талант ученого, большая эрудиция, знания и опыт, личное обаяние Владимира Станиславовича создали ему заслуженный авторитет в широких кругах научной и технической общественности в нашей стране и за рубежом. В 1948 г. профессору В.С. Квятковскому была присуждена Государственная премия за комплексную работу по нормализации малых и средних гидротурбин. В 1962 г. ему присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР», а в 1980 г. он был удостоен (посмертно) второй Государственной премии СССР за определяющий вклад в создание мощных диагональных гидротурбин.

Успешная научно-педагогическая деятельность В.С. Квятковского отмечена высокими правительственными наградами: орденами Ленина, Красной Звезды и орденом «Знак Почета», многими медалями.

В 70-х годах кафедра сформировалась как гидротурбинная школа МЭИ со своей мощной экспериментальной базой и теоретическим направлением, объединенными единой целью и кафедра становится признанным гидротурбинным центром страны.

При организации кафедры и в последующем В.С. Квятковский весьма тщательно и требовательно подбирал преподавательские и инженерные кадры. В числе тех, кто много лет работал на кафедре и внес неоспоримо большой вклад в ее становление и формирование облика, необходимо отметить следующих сотрудников - ближайших соратников В.С. Квятковского:

• Глезеров Борис Эммануилович – канд. техн. наук, доцент. Родился в 1912 г. Окончил с отличием МВТУ им. Баумана в 1933 г. В течение многих лет был заместителем заведующего кафедрой по учебной работе. Он обладал широкой эрудицией, был прекрасным организатором и пользовался непререкаемым авторитетом на кафедре, четко руководил учебным процессом, участвовал в составлении учебных планов, программ и внедрении новых методик обучения. Б.Э. Глезеров внес заметный вклад в исследование и разработку активных двукратных гидротурбин для малых ГЭС. Он является родоначальником нового тогда учебно-научного направления в области гидропривода и средств гидропневмоавтоматики. Глезеров Б.Э. – офицер, участник Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами и медалями.
• Орахелашвили Мераб Мамиевич – канд. техн. наук, профессор. Родился в 1910 г. Окончил с отличием МВТУ им. Баумана в 1933 г. Многие годы работал вместе с В.С. Квятковским в конструкторском бюро гидро-машиностроения. В 1948 г. в составе коллектива авторов работы по нормализации малых и средних ГЭС, вместе с В.С. Квятковским, был награжден Государственной премией. В 1960 г. выпустил монографию «Износостойкость реактивных гидротурбин». М.М. Орахелашвили был авторитетным конструктором гидротурбин и великолепным педагогом. В 1963 г. был избран деканом ЭнМФ и весьма успешно работал в этой должности до 1972 г. Будучи деканом, пользовался большим уважением со стороны студентов, сотрудников кафедр факультета и института. Ему было присвоено ученое звание профессора без защиты докторской диссертации.
• Викторов Герман Владимирович – докт. техн. наук, профессор. Родился в 1924 г. Окончил с отличием МВТУ им. Баумана в 1948 г. Поступил в аспирантуру к В.С. Квятковскому, защитил кандидатскую, а затем в 1972 г. и докторскую диссертации. Г.В. Викторов являлся одним из ведущих в нашей стране специалистов в области теории лопастных гидромашин. В 1969 г. им издана монография «Гидродинамическая теория решеток», написано значительное число статей, в т.ч. в академических изданиях. В 1974 г. В.С. Квятковский в связи с преклонным возрастом переходит на должность профессора, а Г.В. Викторов избирается на должность заведующего кафедрой ГМ, которой руководит до объединения с кафедрой гидравлики в 1982 г. Помимо творческого научного потенциала Г.В. Викторова отличала глубокая порядочность, человеческое обаяние, несомненный педагогический дар, привлекавший к нему многих способных молодых специалистов.
• Машин Анатолий Николаевич – 1912 г. рождения, доцент, канд. техн. наук. Окончил с отличием МВТУ им. Баумана в 1933 г. Пришел на кафедру, имея значительный опыт практической конструкторской работы. Являлся высококвалифицированным специалистом в области насосостроения, а также, по единодушному мнению студентов, - одним из лучших педагогов кафедры. Выпущенные им учебно-методические пособия по проектированию насосов до сих пор являются образцами обучающих материалов в данной предметной области. Машин А.Н. был первым в стране разработчиком и исследователем рабочего процесса диагональных обратимых гидромашин. Исследования проводились на же спроектированном и сооруженном стенде совместно с инж. Косенковой М.М.
• Шварцбурд Борис Исаакович. Родился в 1910 г. Работал в должности доцента кафедры ГМ с 1957 г. Являясь опытным и высококвалифициро-ванным технологом, он поставил и вел курс «Технология гидромашино-строения», написал и издал в 1977 г. учебник для ВУЗов «Технология производства гидравлических машин». Б.И. Шварцбурд явился создателем и научным руководителем нового направления инженерной деятельности, связанное с расчетным обоснованием требуемой точности изготовления гидравлических машин и устройств, основанного на законах теории вероятности и математической статистики. Его продуктивная педагогическая деятельность, четкая и результативная организация и проведение производственных практик студентов представляют собой выдающиеся показатели преподавательского мастерства.

Фронт работ по диагональным (Д-турбинам) в МЭИ непрерывно расширялся, что привело к созданию отдельных направлений по исследованию турбин различных серий и разработке современных теоретических методов расчета проточной части лопастных гидромашин с использованием ЭВМ, разработке технологических вопросов.

В 1960-80 г.г. начались работы по обратимым диагональным (ОД) гидромашинам и по диагональным (Д) насосам. В связи с этим лаборатория лопастных гидромашин пополняется, не имевшими в то время прямых аналогов среди вузовской экспериментальной базы, крупногабаритными стендами ОД гидромашин (доц. А.Н. Машин) и Д-насосов (проф. Г.В. Викторов). Значительный вклад в разработку и внедрение Д-турбин, ОД гидромашин и Д-насосов внесли также сподвижники и ученики В.С. Квятковского: О.А. Вербицкая, И.Г. Яньшина, С.Н. Панкратов, Б.М. Орахелашвили Особо следует отметить результативную работу заведующих лабораторией Ганшина В.С. и Петрова И.А., учебных мастеров Суханова В.К. и Коробейникова Н.А.

Важным направлением научной деятельности кафедры всегда являлись и остаются исследования, связанные с разработкой современных теоретических методов гидродинамических расчетов проточных частей гидромашин. В ходе исследований, проведенных в период 60-70 г.г. проф. Г.В. Викторовым и его учениками (Г.М. Моргунов, И.В. Вучкова, А.Ф. Маковецкий и др.), а затем продолженных и развитых в 70-80 г.г. проф. Г.М. Моргуновым и его аспирантами (В.М. Горбань, А.В. Волков, С.Н. Шепелев, В.В. Фролов и др.), решен ряд сложных двумерных и трехмерных задач гидродинамики турбомашин, разработаны программные комплексы, которые были внедрены в практику отдельных научных организаций и заводов, где находят успешное применение. Развитые указанными коллективами расчетно-теоретические методы решения прямых и обратных задач гидродинамики гидромашин получили всесторонние приложения также в учебном процессе. Авторитет кафедры в этих работах, имевших в свое время мировой приоритет, признан как в нашей стране, так и за рубежом.

Параллельно развивается инженерно-научное направление технологии гидромашиностроения, возглавляемое доцентом, к.т.н. Б.И. Шварцбурдом и развитое затем его учениками В.И. Голубевым, М.М. Хачатуровым, А.Н. Дунаевым. Работы по размерному анализу собираемости центробежных насосов дали на заводах отрасли значительный экономический эффект, нашли широкое применение в учебном процессе.

С конца 50-х годов в соответствии с запросами развивающегося народного хозяйства страны, особенно в области спецтехники, возникла насущная необходимость выпуска специалистов с высшим образованием по гидроприводным системам и средствам гидропневмоавтоматики. Начинает оформляться новое, весьма важное учебно-научное направление деятельности кафедры и соответствующая научная школа. Определяющий вклад в становление и последующее разностороннее расширение гидроприводной тематики, создание современной учебно-научной лабораторной базы принадлежит доц. Б.Э. Глезерову, проф. Г.В. Викторову, проф. В.А. Лещенко, а в последующие годы – доцентам В.И. Голубеву, Ю.Ю. Зуеву и их помощникам Е.Н. Сорокину, А.М. Попову и др.

Устанавливаются широкие контакты, а затем – многолетние тесные научные и образовательные связи с такими ведущими организациями в области гидропневмостроения, как ЦНИИАГ, ВНИИМетмаш, ВНИИСтройдормаш, завод «Рубин», конструкторское бюро «Родина» и др. Привлекаются к учебному процессу и научной работе крупные специалисты в области гидроприводной техники, доктора и кандидаты наук, включая выпускников кафедры (В.И. Разинцев, С.Н. Попов, Ю.А. Петров, В.А. Саков, О.Ф. Никитин и др.).

Расширяются и развиваются учебные и научные лаборатории, ставятся новые курсы по объемным гидромашинам, элементам гидропневмосистем, исследова¬нию их статических и динамических характеристик, вопросам технологии производства и эксплуатации гидроприводного оборудования. На базе научных исследований и чтения учебных курсов по гидро-приводостроению издаются книги В.А. Лещенко «Гидрав¬лические следящие приводы станков с программным управлением» (1975 г.), В.И. Разинцева «Электро¬гидравлические усилители мощ¬ности» (1980 г.), «Повышение эффективности гидроприво¬дов с дроссельным регулированием», (1993 г.). Ю.Ю. Зуева «Гидравлический привод с дроссельным управлением» (1992 г). Выполняются актуальные научно-исследовательские работы в области оптимизации структур и динамики гидроприводных систем регулируемых объемных насосов и устройств гидроавтоматики (В.И. Голубев, Ю.Ю. Зуев, С.Н. Черкасских).

Кафедра ГМ стала выпускающей в 1952 г. Первый выпуск специалистов состоялся в 1957 г. Всего кафедрой подготовлено более 1500 инженеров. Выпускники кафедры работают преимущественно в научно-исследовательских организациях и конструкторских бюро заводов. Уровень квалификационной подготовки молодых специалистов получает неизменно высокую оценку промышленности. Многие из выпускников занимают ведущие и руководящие должности в ряде НИИ, КБ, заводов и поддерживают регулярные связи с кафедрой. Лучшие выпускники кафедры, склонные к научно-педагогической деятельности, поступают в аспирантуру, составляя в перспективе ее надежный кадровый потенциал.

На основе теоретических и экспериментальных научных исследований кафедры были защищены две докторские (Г.В. Викторов, Г.М. Моргунов) и более 50 подготовленных, в основном через аспирантуру кафедры, кандидатских диссертаций.

Кафедра Гидромеханики и гидравлических машин (ГГМ)

В 1982 г. приказом Минвуза СССР кафедры гидравлики и гидромашин объединены в одну кафедру «Гидромеханики и гидравлических машин» (ГГМ). Заведующим был назначен проф. Б.Т. Емцев. В состав объединенной кафедры были включены практически все сотрудники двух кафедр. Лаборатории кафедр гидравлики и гидромашин были также объединены, что облегчалось их смежным расположением. Образовался потенциально мощный научно-педагогический коллектив, а также комплекс лабораторий, которые при определенных условиях могли обеспечивать не только высококачественный учебный процесс, но и научные исследования по широкому кругу гидротехники, гидроэлектроэнергетики, гидромашино-строения и гидропневмоавтоматики. К сожалению, под влиянием известных произошедших впоследствии изменений в экономике и промышленности страны, возможности объединенных лабораторий используются пока еще не в полной мере, чему способствовало в первую очередь резкое сокращение гидротехнического строительства. Строительство мощных и средних ГЭС существенно замедлилось, а несколько крупных строек (как, например, Бурейская, Нурекская, Рогужская ГЭС) были впоследствии законсервированы. В связи с этим резко сократился объем исследований по гидротурбинам и гидравлике сооружений.

Наряду с этим все большую актуальность приобретало расширение и углубление подготовки специалистов в области гидропривода и гидро-пневмоавтоматики. Необходимо было создавать на кафедре класс современных вычислительных машин, модернизировать учебные стенды и установки. Поэтому была предпринята крупная реконструкция лабораторий. Была создана кафедральная вычислительная лаборатория (КВЛ), которая из года в год пополняется новыми персональными компьютерами (ПК) и интенсивно используется в учебном процессе и в научных исследованиях. Особая заслуга в создании КВЛ и ее развитии на начальных этапах принадлежит В.М. Горбаню. К концу 80-х годов КВЛ существенно пополнилась множительной техникой и другими сервисными возможностями информационно-компьютерных технологий.

Наряду с этим проходила модернизация гидравлической лаборатории (Б.Т. Емцев, А.А. Карпухин, С.В. Филатов, А.М. Грибков) и лабораторий гидропривода и гидропневмоавтоматики (В.И. Голубев, Ю.Ю. Зуев, В.С. Левин, В.Л. Островский, А.И. Давыдов). По заданию Минвуза по курсу «Механика жидкости и газа» коллективом кафедры (Б.Т. Емцев, Е.И. Пятигорская, А.А. Карпухин, С.В. Филатов, А.М. Грибков) были разработаны учебные универсальные гидравлические и пневматические стенды, на которых могут выполняться все основные лабораторные работы. Совместно с организацией «Росучприбор» были разработаны чертежи этих стендов и выполнены их опытные образцы, которые установлены и используются в лаборатории кафедры. Стенды рекомендованы Минобразования РФ для широкого использования в вузах страны. По инициативе проф. Г.М. Моргунова на базе оборудования австрийско-германской фирмы ФЕСТО в корпусе «М» была создана учебная лаборатория по системам гидропневмоавтоматики (проф. В.И. Голубев).

В январе 1987 г. Б.Т. Емцева на посту заведующего кафедрой ГГМ сменил проф. Моргунов Г.М.. Одним из значительных предпринятых им дел была перестройка учебного процесса для студентов кафедры и внедрение в учебный процесс новых научных методов преподавания. Необходимость в пересмотре ряда ключевых методологических принципов реализации учебного процесса в технических вузах обуславливалась переходом страны к принципиально новым условиям - рыночных отношений и жесткой конкуренции в области интеллектуальных услуг. Идея глобального внедрения системно-творческого подхода в учебный процесс технического вуза принадлежала доцентам В.С. Левину и Ю.Ю. Зуеву.

На кафедре был организован научно-методический семинар (1988 г.) «Внедрение методологии продуктивной инженерной деятельности в учебный процесс». Руководил семинаром проф. Г.М. Моргунов, а к участию в нем привлекались преподаватели ряда кафедр института (математики, физики, теоретической механики и др.), которые участвовали в подготовке инженеров по кафедре ГГМ. В числе вопросов, рассматривающихся на семинаре: «проблемы гуманизации образования», «роль и место гуманитарной составляющей высшего технического образования в РФ», «научные основы инженерной деятельности», «современная структура системы высшего образования», «активизация самостоятельной работы студентов», «творческая и изобретательская деятельность в процессе проектирования» и т.д. Цель и задачи предпринятого на кафедре широкомасштабного образовательного эксперимента, в рамках которого проводился указанный семинар, способы его реализации, достигнутые результаты и текущее состояние излагаются ниже.

Последователи основателей научных школ кафедры продолжают инновационную научно-проектную работу в ключевых отраслях промышленности и энергетики. Выполненные под руководством проф. Г.В. Викторова расчетно-экспериментальные исследования и проектные разработки позволили создать высокоэффективную часть ОД гидромашины для Константиновской ГЭС. Обширные расчетно-проектные разработки силового гидротурбинного оборудования, в частности, для крупных наплавных ГЭС, а также разнообразного насосного оборудования, проведены по заказам Гидропроекта, ТЭЦ, организацией нефтедобывающей промышленности (Г.М. Моргунов, Д.Х. Цакирис, С.Н. Шепелев, А.В. Волков, С.Н. Панкратов), реализуются проекты для малой гидроэнергетики (Б.М. Орахелашвили, В.В. Бернев).

В связи с повышением интереса к альтернативным источникам энергии успешно проводятся исследования в области создания гидравлических трансмиссий для ветроэнергетических установок, осуществляется поиск схем гидроприводов с улучшенными эксплуатационными свойствами за счет использования комбинации с частотно-регулируемым электроприводом (В.И. Голубев).

Принципиально новое направление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ кафедры связано с реализацией недавно появившейся (1985 г.) перспективной концепции построения высоконадежных и «интеллектуально-адаптивных» силовых систем сложных объектов – концепции «полностью электрифицированного объекта» (ПЭО). Ключевым элементом системы ПЭО является автономный моноблочный электро-гидравлический привод со встроенными средствами компьютерного управления и диагностики. Создание таких конкурентоспособных модулей требует совместного решения проблем мехатроники, системного анализа, разработки гидравлических устройств с нетрадиционными физическим эффектами и принципами действия и пр. (Ю.Ю. Зуев).


В период последнего десятилетия XX века коллективом кафедры ГГМ активно развиваются информационно-компьютерные технологии образования, ставятся новых курсы, соответствующие современной многоступенчатой структуре подготовки специалистов. Новыми учебными планами предусмотрена подготовка по следующим степеням выпускников: бакалавр технических наук (4 года обучения), магистр технических наук (6 лет обучения) и дипломированный специалист (5,5 лет обучения). Такая система обучения студентов потребовала существенного изменения как набора и содержания преподаваемых дисциплин, так и методик их изложения.

В 1995 г. Г.М. Моргунова на посту заведующего кафедрой сменил проф. В.И. Голубев. Работа продолжилась по научным направлениям и тематикам, сформировавшимся в предыдущие годы. Существенно активизируется научно-исследовательская деятельность как научных сотрудников, так и студентов. Ряд тематик научных исследований получают финансирование по грантам и программам по фундаментальным и прикладным направлениям науки и техники, выполняются хоздоговорные НИР с ведущими организациями различных отраслей промышленности (профессора Б.Т. Емцев, Г.М. Моргунов, В.И. Голубев, доценты Ю.Ю. Зуев, А.В. Волков, Б.М. Орахелашвили и др.). Лучшие студенты специальности участвуют в научно-технических конференциях различного уровня, а также в конкурсах на лучшую проектно-исследовательскую работу, удостаиваясь медалей и почетных дипломов, становятся именными стипендиатами.

Вместе с тем в процессе подготовки специалистов возникли и некоторые новые проблемы, связанные, главным образом, с предпринятым Министерством образования внедрением образовательных стандартов, а также с реорганизацией структуры МЭИ (ТУ) и образованием в его составе нескольких институтов. В этих условиях проф. В.И. Голубеву и всему профессорско-преподавательскому коллективу пришлось выполнять значительный объем научно-педагогической организационной работы. Незаурядные организаторские способности проф. В.И. Голубева позволили кафедре войти в первую десятку выпускающих кафедр МЭИ по рейтинговой шкале оценок.

С 2004 г. кафедру возглавил А.М.Грибков. За последние годы на кафедре смонтирован и введен в эксплуатацию учебно-научный стенд регулируемого насосного оборудования фирмы «Грундфос», смонтирован научно-учебный стенд для испытания моделей гидротурбин малых ГЭС, введен в учебный процесс мультимедийный класс. В рамках Программы развития Национального исследовательского университета МЭИ(ТУ) создана новая лаборатория на базе стенда «Пропорциональная гидравлика» (ООО «ФЕСТО- РФ»). По новому Федеральному Государственному образовательному стандарту 4-го поколения кафедрой ГГМ разработаны Образовательные программы и Учебные планы по профилю «Автоматизированные гидравлические и пневматические системы и агрегаты» направления «Энергетическое машиностроение». Кафедра ГГМ стала головной в РФ по этому профилю и с сентября 2011г. начинает подготовку бакалавров и магистров.

История Кафедры Гидромеханики и Гидромашин (ГГМ)

Заведующий кафедрой ГГМ А. М. Грибков

 (голосов: 4)

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. Регистрация абсолютно бесплатно и позволит Вам получить максимум возможностей от нашего сайта.

Добавить / корректировать материал ТУТ!
Пожаловаться на нарушение авторских прав можно ТУТ!
Другие новости по теме:


Информация
 
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии в данной новости.
 
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

                COPYRIGHT © 2007(2012)-2013 ЭнМИ.РФ Все права защищены. | Обратная связь | 0+
               Сайт работает под управлением DataLife Engine ©